вторник, 9 апреля 2019 г.

Из истории


Немного из истории с рассказами о прошлом в событиях, хрониках и персонажах – Вашему вниманию на страницах этой рубрики.

~ ~ ~

Арсений Тарковский


Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного – свадебная скатерть,

Для младенца – колыбель, для юного – хмель,
Для скитальца – посох, пристань и постель,

Для пахаря – поле, для рыбаря – море,
Для друга – надежда, для недруга – горе,

Для кормщика – парус, для воина – меч,
Для книжника – книга, для пророка – речь,

Для молотобойца – молот и сила,
Для живых – отцовский кров, для мертвых – могила.

Для сердца сыновьего – негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.

Разве даром уголь твоего глагола
Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?

Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,
Твой не красил кровью бебряный рукав?

Разве киноварный плащ с плеча Рублева
На ветру широком не полощет снова?

Как душе – дыханье, руке – рукоять.
Хоть бы в пропасть кинуться – тебя отстоять.

В.И. Даль. Что такое Отчизна?


  Отчизна, отечество – это родная земля наша, где отцы и деды жили и умирали, где родились и сами мы живём и хотим умереть.
  Она земля отцов наших, и за это зовут её отчизною, отечеством; мы родились на ней, за это зовём её родною землёю, родиною.
  Кому же не люба земля отцов и дедов, кому не мила родная земля? Кто не постоит за родину свою, за землю Русскую, которую завещали нам в духовной своей деды и прадеды наши, а мы завещать должны детям и внукам своим, чтобы было им где жить и тужить, веселиться и радоваться, а подчас и поплакать, коли лиха беда одолеет, да утешиться? Разве жить им на чужой земле, в поденщиках у чужого народа, и, как придёт последний час, кости сложить на чужбине?
  Земля Русская, отечество наше, обширнее и сильнее других земель. Гордись тем и величайся, что родился ты русским, что Господь сподобил тебя быть ратником, воином Русской земли. Нужды и туги везде на белом свете много, и у тебя также не без того; надейся на Бога, на Царя своего и на справедливое начальство, и правдивая служба твоя не пропадёт.
  Царство Русское велико: от Финского моря до Чёрного будет слишком тысяча пятьсот вёрст; от Белого моря до Каспийского без малого две тысячи пятьсот; а в длину, от Польши до самого конца Сибири, будет более двенадцати тысяч вёрст. В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли. Народу у белого Царя всего более русского; а есть, кроме того, много народов других, которые говорят не русским языком и исповедуют иную веру. Так, например, есть христиане неправославные: поляки, армяне, грузины, немцы, латыши, чудь или финны, попросту чухны; есть мусульманские народы: татары, башкиры, киргиз-кайсаки и много сибирских и кавказских племён; есть ещё и кумирники, идолопоклонники: калмыки, буряты, самоеды, вотяки, черемисы, чуваши и много других; многие из кумирников этих приняли ныне уже православную веру, хотя на это всякому дана своя воля, а принуждать никого не принуждают, потому что каждый из нас будет за то, во что веровал, ответ держать Отцу Небесному.
  Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю; всех их бережёт Царь русский в деснице своей, а потому все подданные белого Царя должны стоять друг за друга, за землю свою и за своего Государя, как односемьяне стоят за избу свою, за наживное добро, за себя и за старшего в семье, за отца либо деда. Поколе все дружно стоят заодно, никто их не осилит, никто не обидит; а вместе стоять всем заодно без головы нельзя; сказано слово: и песня без запевалы не поётся, а дело без головы и подавно не спорится. Вот для чего Бог дал нам одного Царя-Государя, чтобы все мы держались за него на земле, как за Бога на небеси. Царь любит землю Русскую более, нежели кто либо из нас. Ему дал Бог пресветлый ум-разум царский, а Царь избрал себе хороших, умных и достойных советников и помощников; чрез них он управляет нами, а мы, любя Государя и родину свою, повинуемся без оглядки начальникам, которые поставлены от Государя; без этого не было бы ни толку, ни ладу, не было бы на земле Русской благоденствия долголетия и не было бы добра нам самим.
  Например, кто постарше из вас, сам помнит восемьсот двенадцатый год, а кто помоложе, чай, слышал о нём от старших. В те поры император французский подчинил себе всех королей, собрал рать несметную, не только из своей французской земли, а ещё из всех земель, ему подвластных, и, словно туча грозная, налетел на православную землю нашу, на Русское царство; хотел попрать её, истоптать копытами, испалить пожарами и размести хвостом конским родные наши пепелища. Велика  была сила вражеская; кому бы устоять супротив неё? Ни ты, ни я, ни третий какой-либо сам-десят либо сам-сот, не совладал бы с одним полком Наполеона, не отстоял бы ни одной деревушки русской; погибло бы царство православное, разогнали бы на все четыре стороны нас с родной земли и закабалили б нас французы в оброк вековечный. Что ж? Страшен чёрт, да милостив Бог; был и о ту пору, как ныне, один Государь земли Русской; держал разум, силу и правду в единодержавной деснице своей; сказал: «Не положу из рук меча булатного, доколе ещё хотя один неприятель будет на земле Русской». И за словом Царским стар и мал опоясались острыми саблями, ухватились за копьё ратное, все сошлись в одну кучу, словно на пожар великий, все слушались слова одного: шли вперёд, когда Царь приказал заманить незваных гостей в ловушку настороженную; стояли дружно, где приказано было отстаивать – и куда девалась сила сильная, гроза грозная, куда девалась рать несметная вражеская? Нет её, погибла. Господь попустил сгинуть ей дотла, а Царя нашего возвеличил и прославил: указал ему идти до самой столицы вражеской, освободить все земли и государства от полона и оброка и изгнать самозванца, который был не царской крови, и возвести на престол французского законного их государя. Кто же мог собрать войско русское со всех концов царства, кто мог велеть ему идти на врага, кроме Царя русского? Кто мог повести войско это на врага и указать ему, где и как бить неприятеля, куда обходить, откуда зайти и куда ударить – кто, кроме великого, славного полководца, которого Государь избрал и подчинил ему всё русское войско? И ведомо, что никто; сказано слово: мужик умён, да мир дурак; сколько голов, столько умов; каждый городит своё, а в одну думу, в один разум не сойдутся. На постое, по избам бери солдат, как кур, поодиночке, а дай им сойтись вместе, выстроиться, выровняться, вскинуть от ноги, бросить глаза налево, на генерала своего, так на стену полезут и любую крепость штыком размечут; каплю воды девчонка тряпицей по столу разотрёт, а капля камень долбит; и море, которому нет конца во всех подзорных трубах, слилось из таких же капель; без капли нет моря, что рубля без копейки, что силы царской, войска грозного без солдата!
  Славное и памятное было время, ребята, этот двенадцатый год! Велик Бог русский, силён штык и крепка грудь русская! Снослив и стоек солдат русский; и долго, долго силою и правдою красоваться будет земля Русская из конца в конец, под защитою русского Царя да русского солдата!
  Отстаивай, ребята, родину свою, отчизну! Это зыбка твоя, колыбель и могила твоя; это дом и домовина; хлеб насущный, вода животворная. Русская земля тебе отец и мать, она же тебе Церковь Православная, она и престол царский; она житье отцов и дедов твоих, она же мир и приют детям твоим и всем добрым русским людям, всем православным потомкам нашим, доколе труба громозвучная, последняя, не позовёт всех нас из земли на Суд Божий, где будем ответ держать за дела наши, где воздастся нам по делам и помышлениям нашим, где каждого из нас спросят; так ли ты жил, как вера твоя повелевает; клал ли ты душу за Царя и родину свою, как велит долг и совесть и присяга твоя?
  Отечество тебе колыбель и могила.
  Не отрекайся от земли Русской: да не отречётся от тебя Господь. Держись дружно: камень под ноги топчут, а из каменьев твердыни кладут.
  Одна головня и в печи гаснет, а две и в чистом поле дымятся.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение

Есть у слова «Русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл!
- На русь? - ахнул я.
- На русь, - подтвердила хозяйка.
- На русь?!
- На русь.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, - и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:
- На русь?..
Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово.
И ответила, как пропела, хозяйка:
- На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.
Осторожней осторожного спрашиваю:
- Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.
- Не буду, - обещает она.
- Что такое - русь?
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:
- Светлое место!
Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.
- Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет... Оказывается, у тебя и голосок прорезался. 
А мне объяснила честь по чести:
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

 Станислав Романовский (1931-1996 гг.), писатель, журналист
Источник: http://gorenka.org/index.php/istoriya

Комментариев нет: